История храма

    ИСТОРИЯ  ХРАМА

© История храма. История Никольского кладбища.  При использовании данных материалов ссылка на сайт http://sd-sergiyevposad.cerkov.ru  обязательна

img_2294-3В Сергиевом Посаде, неподалеку от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сохранились богатые стариной уголки. Именно они дополняют особый неповторимый дух православного города. Иногда даже не подозреваешь, что живая история давних веков находится совсем рядом —  стоит только свернуть с проспекта Красной Армии на улицу Воробьевскую и вдоль пятиэтажек пройти в ее конец. Здесь, на краю высокого склона невольно замираешь, оказавшись на пороге начала 19 века: внизу, у подножья холма, посреди старинного Никольского кладбища, словно белокрылый ангел, стоит белоснежная церковь. Это Свято-Духовской храм, построенный во времена царствования Николая I, в 1832 году. С тех пор минуло уже почти 200 лет. За этими летами сокрыта  непростая история храма. Приоткроем ее некоторые страницы.

Предыстория                                                                                                                       С древних времен на Руси, по сложившейся традиции, во всех российских городах до конца 18 века на территориях приходских церквей, а также возле монастырей хоронили умерших. Сколько церквей, столько и кладбищ. Такой порядок захоронения в российских городах сохранялся вплоть до эпидемии чумы, которая свирепствовала  в России в 60-70-е годы 18 столетия. В Москве она унесла более 100 тысяч человеческих жизней – почти половину тогдашнего ее населения. В связи с этим страшным бедствием 17 ноября 1771 года по распоряжению императрицы Екатерины II Правительствующий Сенат издал новый указ, которым запрещалось хоронить городских жителей на приходских кладбищах и предписывалось отвести для этих целей специальные кладбища за пределами города, на выгонных землях, и построить при них хотя бы небольшие деревянные церкви. Собственного  причта  к ним не  полагалось. Погребение и поминовение усопших при кладбищенской церкви предписывалось производить тому священнику, в приходе которого жил умерший. В Москве этот Указ был исполнен незамедлительно: за городом учредили 20 новых кладбищ – Рогожское, Введенское, Ваганьковское, Преображенское, Семеновское, Калитниковское и др. В провинциях чаще всего с момента выхода Указа до его исполнения проходило какое-то время.                                      

Строительство храма                                                                                                        В конце 1820-годов, в соответствии с Указом Сенатом, Успенской церкви был выделен за городом новый участок Никольского кладбища. По закону на этом вновь выделенном загородном участке кладбища необходимо было построить  церковь для отпевания усопших. Настоятель Успенского храма священник Петр uspenskij-xram1Никитич Флеров, учитывая, по-видимому, печальный опыт строительства в селе Клементьево деревянных храмов Успенского и Никольского (которые неоднократно погибали в пожарах, отстраивались вновь и опять сгорали, пока во 2-й половине 18 века не построили каменную Успенскую церковь, ныне действующую)  решил, что надежнее построить на новом  участке Никольского кладбища не деревянную церковь, а небольшую каменную часовню – строительство каменной церкви приходу было, видимо,  не по силам.

На приходе начали сбор пожертвований на  строительство кладбищенской часовни. Архитектору сделали заказ на  проектный чертеж и рисунок фасада. К весне 1829 года была собрана необходимая для строительства сумма денег.

img010

Святитель Филарет -Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)

Теперь нужно было получить благословение митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) (В 1944 году причислен к лику святых. Память совершается 19ноября/1 декабря), возглавлявшего Московскую Духовную Консисторию. И отец Петр с церковным старостой купцом Иваном Антоновичем Шапошниковым и прихожанами Успенского храма подали правящему архиерею прошение о разрешении строительства на вновь выделенном загородном участке Никольского кладбища не церкви, как предписывалось  Указом, а небольшой каменной часовни по представленному проекту и на собранную от прихожан сумму. Прошение поступило в Московскую Духовную Консисторию 1 мая 1829 года. После его рассмотрения  из Московской Духовной Консистории  пришло разрешение на строительство.

В следующем, 1830-м году на загородном участке Никольского кладбища началось возведение  каменной часовни, которое  продолжалось 2 года и было завершено в первой половине 1832 года.

Храм                                                                                                                                       В новой часовне уже отпевали усопших. Неожиданно оказалось, что размеры часовни были вполне подходящими, чтобы преобразовать ее в храм. Нашелся и благотворитель: церковный староста, купец Иван Антонович Шапошников. Он изъявил желание сделать пожертвование из своего капитала на обустройство храма. Архитектору дали  заказ на разработку проекта  иконостаса.  А в июле 1832 года, когда проект иконостаса был готов, отец Петр со старостой-благотворителем И.А.Шапошниковым направили прошение правящему архиерею, митрополиту Филарету, о разрешении преобразовать часовню в церковь во имя Сошествия Святого Духа, для чего устроить в ней алтарь с Престолом и жертвенник, а также красивый иконостас. К прошению были приложены чертежи уже построенной часовни  и чертеж  иконостаса.

Московская Духовная Консистория утвердила представленный проект иконостаса и  дала согласие на преобразование часовни в церковь  с престолом и жертвенником узаконенной высоты, иконостасом, с отделкой храма, утварью и ризницей, но  при условии, что при ней постоянно будет находиться сторож, для проживания которого необходимо построить рядом с церковью сторожку. Такая обеспокоенность объяснялась тем, что церковь  обустраивалась на загородном пустыре, и, чтобы уберечь  святыню от поругания, нужно было обеспечить ей благонадежную охрану. Московская Духовная Консистория обязала Радонежское Духовное правление, к которому относился и Успенский храм, взять с просителей обязательство об обеспечении охраной будущей церкви.

Свято-Духовской храм. 1950-е годы

Свято-Духовской храм. 1950-е годы

С этой целью отца Петра и церковного старосту И.А.Шапошникова пригласили  в Радонежское Духовное правление, где они дали письменное обязательство выполнить предписанное.  После этого,  28 октября 1832 года, Московская Духовная Консистория дала  окончательное разрешение  на преобразование часовни в церковь во имя Сошествия Святого Духа.  Обустройство храма продолжалось около 2-х лет, и было окончено в 1834-м году. Кладбищенская церковь была приписной к Успенскому храму села Клементьево и собственного причта не имела.                                                                                   Осенью 1835 года церковь была освящена заштатным архимандритом Паисием, жившим в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Колокольня
Прошло около шести лет со времени обустройства Свято-Духовского храма, и все эти годы он стоял без колокольни.  В 1840-м году церковный староста, купец  Иван Иванович Шапошников  (сын прежнего старосты И.А. Шапошникова, умершего в 1834 году), решил на собственный капитал пристроить к нему колокольню. Архитектору Еремееву заказали сделать ее чертеж и рисунок фасада. Был закуплен строительный материал. И в феврале 1840 года отец Петр со старостой направили в Московскую Духовную Консисторию митрополиту Филарету прошение о разрешении строительства колокольни по приложенным чертежу и рисунку. Эти документы Московская Духовная Консистория перенаправила в  Московскую Комиссию по строительству, специалисты которой должны были проверить соответствие чертежей установленным строительным правилам. В  июне комиссия  приступила к рассмотрению дела. Она одобрила  представленный проект колокольни и дала разрешение на ее строительство при условии, что ее стены будут укреплены металлическими связями. Это заключение комиссии было передано на утверждение в Московскую Духовную Консисторию, и уже оттуда  24 июня 1840 года  в Радонежское благочиние был направлен указ о разрешении на строительство колокольни при Свято-Духовской церкви.

Свято-Духовской храм. 1950-е годы

Свято-Духовской храм. 1950-е годы

К храму начали пристраивать  каменную двухъярусную  колокольню, которую соединили с ним небольшим переходом (трапезной). На колокольню подняли  8 колоколов, самый большой из которых весил 900 кг, второй  – 430 кг, третий –  213,8 кг, четвертый –  97,5 кг, пятый –  57,7 кг, шестой –  28,7 кг, седьмой –  25,4 кг, восьмой – 13 кг. Общий вес колоколов составлял 1766 кг.

Сторожка                                                                                                                               

Каменная сторожка. 1959 год

Каменная сторожка. 1959 год

Возведенный на загородном участке Никольского кладбища Свято-Духовской храм находился в безлюдном месте, на пустыре. Поэтому для его охраны взяли сторожа, который постоянно жил  в сторожке, выстроенной рядом с церковью. Первоначально  сторожка была, скорее всего, деревянной. В 1880-х годах на ее месте была построена каменная сторожка. Ее размеры  были  в основании —  5,7 × 5,7 м, высота – 2,8 м.

.

Архитектура храма                                                                                                             В первые десятилетия 19 века, когда началось строительство Свято-Духовского храма, в русской архитектуре сложился стиль ампир (от  фр. empire – «империя»), который пришел в Россию из Франции.  Там он возник в период правления Наполеона и его целью было восхваление империи и императора.

Победа России в войне 1812 года принесла в русскую архитектуру пафос героизма, она приняла стиль ампир –  он прославлял ее государственное могущество и выражал патриотические чувства. Но в России сложилась разновидность французского ампира – русский ампир. Он был легче, свободнее, пластичнее французского. Русский ампир делился на 2 ветви – столичный (петербургский – столицей тогда был Санкт-Петербург)  и провинциальный (московский).

Именно в стиле московский ампир и был построен Свято-Духовской храм на Никольском кладбище села Клементьево Сергиева Посада. Церковь представляла собой ротонду с двумя портиками, которую завершала куполообразная кровля с одной луковичной главкой, шпилем и крестом. Ротонда соединялась переходом (трапезной) с двухъярусной колокольней. В плане храмовая часть церкви  представляла собой неправильной формы овал, вытянутый в сторону алтаря, узкой прямоугольной трапезной она соединялась с квадратной в плане колокольней. Длина церкви была 17,8 м  (храмовой части – 9,2 м), наибольшая ширина – 7,8 м, высота до верха карниза – 6,8 м, высота колокольни до верхнего карниза – 11,3 м. Церковь была холодная, не отапливаемая.

Храм строился в два этапа: сначала была построена часовня в виде ротонды, которая затем была преобразована в храм. Кирпичные стены часовни были возведены на неглубоко заложенном ленточном фундаменте, забутованном валунами.  Ее цоколь не имел облицовки. Позже достроили колокольню, трапезную часть и портики.  Портики были пристроены с южного и северного фасадов храма, каждый из них имел  по четыре массивные  колонны. Колокольня, трапезная и портики  с колоннами  были сложены из  кирпича размером 24/25х11,5х7 см и имели детали из белого камня: белокаменными блоками была облицована цокольная часть колокольни и трапезной.  Белокаменными  замковыми камнями были завершены арочные проемы обоих ярусов колокольни. Из белого камня выложены угловые части двух простых каменных поясков, украшающих верхнюю часть колокольни, и такого же пояска в основании карниза ее первого яруса. Колонны портиков имели белокаменные базы.

По предписанию Московской Комиссии по Строительству  стены колокольни для прочности были армированы металлическими связками.  Ее нижний ярус перекрыт кирпичным крестовым сводом. Перекрытие второго яруса было выполнено деревянными балками. На второй ярус колокольни вела деревянная лестница.

Конструкции купола над храмом и колокольней, барабан, главка, карнизы, и фронтон портика были деревянными и  усилены кованым металлом. Купола храма и колокольни были покрыты железом. Луковица главки была окрашена синей масляной краской и по поверхности  покрыта выпуклым изображением звезд. Плоскости восьмигранного барабана украшали сюжетные росписи.

Снаружи церковь была оштукатурена и покрыта клеевой краской. Входили в церковь через одно крыльцо на три ступени на западном фасаде колокольни. Над входом в колокольню был металлический навес. Кроме  наружной двери в храме были еще внутренняя створчатая дверь и стеклянная дверь. Входные проемы были арочные. В храме было 7 больших окон и 4 малых.

freska

Настенная роспись в Свято-Духовском храме «Господь Вседержитель» (фото 1960-х годов)

Убранство храма                                                                                 Внутри  церковь была оштукатурена и выкрашена масляной краской. Ее стены украшали росписи в красивых лепных рамках. На западной стене храма, над дверным проемом, в такой рамке был написан Господь Вседержитель, в других — притчи из Евангелия.

В церкви висело паникадило, медное посеребренное, местами  позолоченное. Оно было трехъярусное, красиво убранное гирляндами, цветами и кистями,   внизу оканчивалось  стеклянным яблоком, украшенным кистью.

Иконостас в храме был 4-хъярусный, в центральной части, начиная от южной диаконской двери до  северной, полукруглой формы (выпуклостью выдавался из алтаря). Его длина составляла   7,47 м, высота в средней части – 5,51 м, по бокам – 3,2 м. Иконостас был сделан из сосны, окрашен в голубой цвет и покрыт лаком.  Его украшали восемь полуколонн и разнообразная резьба.  Полуколонны, карниз, резьба и рамки, обрамлявшие иконы, были позолочены.

Все иконы в иконостасе  были живописные. В местном (нижнем) ряду находились Царские врата, диаконские двери (южная и северная)  и четыре иконы. Царские врата были деревянными, с прорезными столбиками. На них  были написаны икона Благовещение и образы четырех евангелистов. В просвете над Царскими вратами находился  резной позолоченный образ Нисходящего Святого Духа, окруженный сиянием,  над которым помещалась  икона Тайная Вечеря.  На южной диаконской двери был изображен архидиакон Стефан, на северной – архидиакон Лаврентий (они первыми отдали свои жизни за Христа в I веке). Справа от Царских врат находился Смоленский образ Спасителя, слева – икона Божией Матери «Утоли моя печали». За южной диаконской дверью помещалась храмовая икона – праздник Сошествия Святого Духа, за северной дверью –  икона с изображением Московских Святителей.

Над местным рядом располагался 2-й ярус иконостаса – праздничный.  Иконы этого ряда отражали главные события Евангелия, которые стали называться двунадесятыми праздниками: Воскресение Христово, Вознесение Господне, Воздвижение Животворящего Креста, Святая Троица, Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Богоявление Господне, Вход Господень во Иерусалим, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Рождество Пресвятой Богородицы. Эти иконы были написаны по две на одной доске.

В 3-ем,  деисусном, ярусе иконостаса находились иконы святых, предстоящих Спасителю, восседающему на Престоле славы:  в центре ряда  располагалась  икона «Спас в Силах», а справа и слева от нее – по три иконы с образами предстоящих.

В последний, 4-ом, пророческом ряду иконостаса, посвященном Ветхому Завету, пророкам, иконы были разной высоты. Самая большая из них, по-видимому икона Божией Матери «Знамение», как образ исполнения пророчеств, помещалась в центре. Справа и слева от нее находились по три иконы пророков.

Венчал иконостас Крест с Голгофой и предстоящими – Божией Матерью и Иоанном Богословом. Вниз от Голгофы, по четыре с каждой стороны,  располагались изображения Страстей Господних в круглых позолоченных рамках.

По обе стороны от Иконостаса находились два отдельных миниатюрных иконостаса, покрашенных в голубой цвет и украшенных позолоченными полуколоннами и резьбой. В правом из них находилась икона с изображением шести избранных святых со святителем  Иоанном Златоустом в центре. Над этой иконой  в отдельной рамке помещался образ праздника «Успение Пресвятой Богородицы». В левом  иконостасе находилась икона с изображением  шести других избранных святых, в центре которой был написан образ  Анны Пророчицы. Над этой иконой в  отдельной рамке  помещалась икона праздника «Покрова Пресвятой Богородицы».

Алтарь                                                                                                                           Престол в алтаре был дубовый  с кипарисовым верхом, высотой 98 см, шириной (от  Царских врат к восточной стене) 89 см, длиной  80 см. Для украшения Престола служили одежды: нижняя белая из тканого полотна (срачица) и две верхних –  одна из шелковой ткани с золотой нитью, другая   из голубой парчи с золотой нитью. К Престолу были илитон, пелена, два напрестольных Евангелия, два  напрестольных креста, ковчег (дарохранительница), два подсвечника. Илитон (платок под Святой Антиминс) был фиолетового цвета, тканый с золотой нитью. Пелена для Престола была шелковой.

Находившееся в алтаре большое напрестольное Евангелие (изданное в1834-м году в Москве) было в бархатной малиновой обложке с пятью вставками на лицевой стороне: четыре по углам с изображением евангелистов и пятая – в центре с изображением Воскресения Христова. Оно застегивалось двумя золочеными серебряными застежками. Малое напрестольное Евангелие (изданное в 1784-м году в Киеве) было  в голубой бархатной обложке с серебренным окладом и двумя серебряными застежками.

Из двух напрестольных крестов один  был серебренный позолоченный, выполнен в технике чеканки (его  вес  430 г, изготовлен в 1835 году), другой из простого металла в серебряной оправе со вставками из финифти.

Дарохранительница в виде пирамиды была посеребренная, в некоторых местах  позолоченная с пятью вставками, одна из которых, финифтевая, находилась наверху. На ней было изображено  Воскресение Христово в золотом сиянии.

Оба   подсвечника к Престолу были медные посеребренные.

Напротив Престола на Горнем Месте был деревянный крест с живописным образом Распятия на нем. На Горнем Месте, вверху на стене, был написан образ Воскресения Христова. Справа от Горнего Места, в отдельном позолоченном иконостасе находилась икона «Благовещения Пресвятой Богородицы», слева, в таком же иконостасе – икона преподобного Сергия Радонежского с житием. Перед этими иконами и деревянным крестом висели   медные посеребренные лампады.

Налево от Престола, в северной части алтаря, стоял жертвенник. Он был полукруглый из соснового дерева, высотой  98 см, шириной 71 см, длиной 62 см.  Для его украшения служили нижняя одежда из тканого полотна (срачица)  и две верхних одежды – одна шелковая, другая  атласная белая. К жертвеннику были два священных сосуда (потира) и для каждого из них: дискос, звездица, два блюдца, лжица. Все эти предметы были изготовлены в 1830-1833 годах в Москве из золоченого серебра 84-й пробы (сплав, состоящий  из 84 частей чистого серебра и 12 частей красной меди).  Для потира и дискоса имелись 7 видов воздухов и по 7 видов покровцов, которые использовались для совершения Литургии. Они были сшиты из золотой парчи,  алого шелка,  малинового бархата, желтой парчи с золотыми и серебренными узорами, малинового шелка,  атласа с пунцовыми и черными полосами, белого шелка с фиолетовыми полосами. Кресты на них были вышиты золотом и серебром.

В алтаре  находились медное посеребренное кадило и деревянный аналой голубого цвета, с резьбой и позолотой. Его покрывали пеленой из темного шелка с выложенным из ленты крестом.

На Царских вратах была завеса из шелковой ткани с золотой нитью и  крестом.

Облачения                                                                                                                Богослужебное облачение священно- и церковнослужителей – ризы, епитрахили, пояса, поручи, стихари, орари хранились в алтаре. Они были  белого, золотого (желтого), голубого, зеленого цвета  и 2-х оттенков малинового. В них облачались в зависимости от празднования, которое совершалось во время Богослужения. Облачения были сшиты из дорогих парчовых, шелковых и бархатных тканей. Среди шелков употреблялись тафта, атлас, штоф, камка. В парче применялись золотные нити (серебряные, позолоченные). Кресты на ризах и стихарях были вышиты золотом и серебром. Облачения были украшены золотой и серебряной тесьмой – позументом.

Богослужебные книги                                                                                                Кроме двух напрестольных Евангелий в храме были  другие богослужебные  книги. Самая старая из них  – Апостол в лист, была издана в Москве в 7161 году от создания мира (1653 год). Были еще две другие книги, изданные в Москве в 17 веке: Минея 3-х месяцов в лист 1666-го года и Псалтырь Следованная в лист в  1671 года.  Три книги были выпущены в свет в 18 веке: Осьмогласник в лист, изданный в Киеве в 1739 году, и изданные в Москве Церковный устав в лист 1753 года и Цветослов в лист 1763 года. Остальные книги были современниками храма. Это:   Требник малый в осьмушку, издан в 1834 году, в Москве;                                               Триодь постная в лист, издана в 1834 году, в Москве;                                                       Ирмолье в четверть листа, издано в 1834 году, в Москве;                                       Служебник в четверть листа, издан в 1834 году, в Москве.                                           Часослов в осьмую долю листа, издан в 1835 году, в Москве;                                   Псалтирь в четверть листа. Заглавных листов нет;                                                     Октоих нотный, письменный;                                                                                               Обиход церковный нотный, письменный.

Священнослужители, церковнослужители и благотворители храма от его создания до закрытия.                                                                                       Кладбищенская Свято-Духовская церковь была приписной к Успенскому храму села Клементьево. У этих двух церквей был общий причт. Поэтому упоминаемые в данной главе священно- и церковнослужители служили в  Успенском храме и в Свято-Духовской церкви.

СВЯЩЕННИКИ

Протоиерей Петр Никитин Флеров  (Петр Никитич Флеров)

Подпись протоиерея Петра Флерова в описи церковной утвари Свято-Духовского храма, произведенной в 1835 году

Подпись протоиерея Петра Флерова в описи
церковной утвари Свято-Духовского храма.
1835 год.

Петр Флеров был строителем и первым священником Свято-Духовской церкви. Он  родился в 1781 году. Приблизительно в 1806 году, в возрасте 25 лет, женился на юной девушке Анне (Степановне),  принял священнический сан и стал служить в Успенском храме. После этих радостных событий в его жизнь пришли великие скорби. Через год, в 1807 году, в молодой семье появился первенец Алексей, который  умер вскоре после рождения. Спустя год, в 1808 году, у них родился второй сын Федор, который тоже умер младенцем. Проходит еще год и у супругов рождается 3-й ребенок – дочь Елена. Она умерла младенцем в сентябре 1809 года, а через два месяца отошла ко Господу жена Петра Анна в возрасте 20 лет. Отец Петр овдовел, ему было 28 лет. Только Господу известно, как он пережил столь безутешное горе.Петр Никитин Флеров был первым священником  в построенной  им кладбищенской Свято-Духовской церкви, приписной к Успенскому храму.

Кладбищенская Свято-Духовская церковь была приписной к Успенскому храму села Клементьево. У этих двух церквей был общий причт. Поэтому упоминаемые в данной главе священно- и церковнослужители служили в  Успенском храме и в Свято-Духовской церкви.

Всю оставшуюся жизнь отец Петр служил в Успенском храме, был произведен в протоиереи. В 1829 году, в возрасте 48 лет, он начал строительство часовни на вновь выделенном загородном участке  Никольского кладбища на средства прихожан Успенского храма. Ее строительство закончилось в 1832 году. В том же году отец Петр  с церковным старостой И.А. Шапошниковым подали правящему архиерею митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету прошение о преобразовании часовни в церковь на средства И.А.Шапошникова. Вновь устроенная церковь в 1835 году была освящена архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Паисием. Она была приписной к Успенскому храму села Клементьево и собственного причта не имела.

Умер Петр Никитин Флеров предположительно в 1850 (1851) году.

Протоиерей Николай Иоаннов Фаворский (Николай Иванович Фаворский).

Подпись протоиерея Николая Фаворского в метрической книге

Подпись протоиерея Николая Фаворского в метрической книге. 1895 год.

Николай Иоаннов Фаворский был вторым священником в Свято-Духовской церкви. Он родился в 1829 году. В 1850 году  закончил Вифанскую духовную семинарию, получив диплом 2-го разряда. В 1885 году отец Николай  был приглашен для преподавания предметов в иконописное училище при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и таким образом в дальнейшем

Вифанская духовная семинария

Вифанская духовная семинария

совмещал служение с преподавательской деятельностью. В мае 1895 года произведен в протоиереи.                                                                     Служение в Свято-Духовской церкви начал  в 1851 году. Служил в храме 49 лет, до конца декабря 1900 года. Отошел ко Господу   5 апреля 1901 года в возрасте 72 года. Похоронен возле алтаря Успенского храма.

Священник Сергей Соловьев

 Подпись священника Сергея Соловьева в метрической книге

Подпись священника Сергея Соловьева в метрической книге. 1901 год.

Отец  Сергей Соловьев был третьим священником Свято-Духовской церкви. В храме служил с января 1901 года.

.

Протоиерей Александр Иоаннов Маслов (Александр  Иванович Маслов).                 Александр Маслов был 4-м священником в Свято-Духовской церкви. В 1894 году он окончил Вифанскую Духовную семинарию, получив  диплом 2 разряда, и с января 1895 года начал служение диаконом в Успенском храме и  приписной Свято-Духовской церкви. Жил Александр Маслов на Клементьевской улице, его дом был напротив Успенского храма. Пока не удалось собрать почти никаких

Протоиерей Александр Маслов

Протоиерей Александр Маслов

сведений о его семье – супруге и детях. Известно только, что в декабре 1898 года умер его новорожденный сын, младенец Павел.

В 1903 году Александр Маслов служил  еще  диаконом. Впоследствии он принял священнический сан, а затем был произведен в протоиереи. В 1928 году он перешел служить в Ильинскую церковь, где служил до конца своей жизни. Известно, что после закрытия Успенского храма, в Свято-Духовской церкви усопших отпевали священники Ильинского храма. Среди них  был и отец Александр Маслов. В 1938 году он был награжден правом ношения митры. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) батюшка  оставался единственным служащим священником  в  Сергиевом Посаде (тогда – Загорске).  Умер протоиерей Александр Маслов в 1947 году. Похоронен на Никольском кладбище возле Свято-Духовского храма. Сохранилась могилка с крестом и оградой.

ДИАКОНЫ

Диакон Иван Естигнеев Виноградов  (Иван Евстигнеевич Виноградов).

Подпись диакона Ивана Евстигнеева Виноградова в описи церковной утвари Свято-Духовского храма.  1835 год.

Иван Виноградов был первым диаконом в Свято-Духовской церкви, приписной к Успенскому храму. Он родился в 1800 году. Окончил Вифанскую духовную семинарию, по-видимому, в 1822 году, получив  диплом 2-го разряда. Женился на Матрене Ивановне 1804 года рождения. В 1827 году у них родилась дочь Мария (прожила 64 года, умерла от воспаления легких). В 1828 году в семье родился сын Федор, а в 1829 – сын Константин. Вслед за ними родились три дочери: в 1832 году — Елисавета, в 1834 году – Анна и в 1837 году – Александра. Возможно, были и другие дети. Служил в храме в 1830-х годах и, вероятно до 1860-х годов. Умер, предположительно, в середине 1860-х годов.

Диакон Николай Димитриев Касимов  (Николай Дмитриевич Касимов).

Подпись диакона Николая Дмитриевича Касимова в метрической книге. 1895 год.

 Николай Касимов был вторым диаконом в Свято-Духовской церкви. В 1866 году он окончил Вифанскую духовную семинарию, получив  диплом 2-го разряда.  В храме, скорее всего, начал служение  диаконом после окончания семинарии и оставался здесь до 1895 года. После этого времени, видимо уехал в Клинский уезд, где служил священником в храме на Ильинском погосте.

Диакон Александр Иоаннов Маслов (Александр Иванович Маслов).

Подпись диакона Александра Маслова в метрической книге. 1895 год.

Подпись диакона Александра Маслова в метрической книге. 1895 год.

Александр Маслов был третьим диаконом в Свято-Духовской церкви. Служил в храме с 1895 года (см. священник Иоанн Маслов).

.

ПСАЛОМЩИКИ (ДЬЯЧКИ)

Псаломщик  Борис Иванов.                                                                                               Родился в 1791 году. Женился на Ольге Порфирьевне 1797 года рождения. В 1826 году у них родился сын Петр, а в 1833 году – дочь Евдокия.

Служил в храме в 1847 году.

Псаломщик Димитрий Петров Розанов (Дмитрий Петрович Розанов)                         

Подпись псаломщика Дмитрия Розанова в метрической книге. 1895 год.

Дмитрий Розанов родился в 1854 году. Был женат. Известны только те дети, которые умерли до совершеннолетия. В 1881 году родился сын Федор (умер в  возрасте 10 лет от костоеды  — болезнь, состоящая в воспалении и разрушении костей), в 1888 году  — сын Илья (умер 2-х летним младенцем). Еще у них были дочь Екатерина (умерла в феврале 1893 года отроковицей) и дочь Анна     (умерла младенцем  тоже в феврале 1893 года от скарлатины). Скорее всего были и другие дети.                                                                                                                                 Дмитрий Розанов был псаломщиком в церкви до лета 1901 года. Умер 3 сентября 1901 года в возрасте 47 лет от чахотки. Похоронен на Никольском кладбище.

Псаломщик Михаил Павлов Вележев  (Михаил Павлович Вележев).

Подпись псаломщика Михаила Вележева в метрической книге. 1985 год

Подпись псаломщика Михаила Вележева в метрической книге. 1985 год

Михаил Вележев был женат. Известны только те дети, которые умерли до совершеннолетия.  В 1883 году у него родился  сын Леонид (умер в 9 лет от тифа). В 1888 году родился  сын Лев (умер  12-ти лет от роду). В 1891 году родилась дочь Нина, которая через  4 месяца умерла от кишечной инфекции. После нее  родился сын Николай (умер младенцем). Скорее всего были и другие дети.                                                                                                                                   Служил в храме в конце 19-начале 20 веков,  до  лета 1901 года вместе с псаломщиком Димитрием Розановым.

ПОНОМАРИ

Пономарь Симеон Иванов Вознесенский  (Семен Иванович Вознесенский).

Семен Вознесенский родился в 1825 году.  Женился на Марии (Леонтьевне) 1826 года рождения. В 1847 году у них родился сын Николай.

Семен Вознесенский служил в храме в 1847 году.

СТОРОЖА

Мария Дмитриевна Чуркина

Мария Дмитриевна Чуркина

Последним сторожем Свято-Духовского храма был Константин Семенович Чуркин. Он умер в 1936 году в  возрасте 68 лет и похоронен возле сторожки, к северу от нее. После его смерти церковными и кладбищенскими делами  вплоть до самого закрытия церкви и кладбища  заведовала  его жена Мария  Дмитриевна Чуркина.

СТАРОСТЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ

Иван Антонов Шапошников  (Иван Антонович Шапошников).

Иван Антонов Шапошников был  старостой  в храме  с 1832 по 1834, был и его благотворителем. Он родился  в 1765 году в мещанской семье. Женился на Неониле Егоровне (1768 г.р.). В 1796 году в их семье родился сын Иван, в 1798 – дочь Авдотья, которая умерла 6-ти лет от роду.  Возможно,  у них были и другие дети. Жена  И.А.Шапошникова, Неонила, умерла в 1806 году, в возрасте 38 лет.

Спустя год  Иван Антонов Шапошников женился во второй раз. Вторую жену звали Марья Афанасьевна (1786 г.р.). В 1809 году у них родился сын Александр. Еще у них были дочь Мария, которая умерла младенцем в 1808 году, и дочь Параскева, которая также умерла в младенческом возрасте в 1812 году. О том, были ли у них  другие дети, сведений пока не имеется.

       Будучи выходцем из мещанской семьи,  И.А.Шапошников до 1804-1805 гг. тоже  был  мещанином. Но успешное ведение своего дела приносило неплохие доходы и имеющийся у него к  1806 году обновляемый капитал (более 2000 рублей)  позволил ему вступить в гильдию купцов и стать купцом 3-ей гильдии*.   _________________________________________________________

* По гильдейской реформе 1775 года купечество разделили на 3 гильдии в зависимости от размера обновляемого капитала. С 1794 до  1807 годов к 3-ей гильдии причислялись купцы, имевшие капитал  2000  рублей и более, ко 2-й гильдии – 8000 рублей и более, к  1-ей гильдии –16000 рублей и более. Для оценки величины капитала приведем некоторые цены того времени: в 1800 году пуд рыбы стоил 2 руб. 70 коп., пуд икры – 6 руб., пуд куличной муки – 1 руб. 30 коп., пуд ржаной муки – 58 коп; наем работника в кузнечную работу оценивался в это время в 45-65 руб. за год.

Купцам 3-ей гильдии позволялось производить мелкую торговлю по городу и уезду, иметь станы, малые речные суда, содержать трактиры, герберги (постоялые дворы с трактиром), торговые бани (платные бани), постоялые дворы, производить рукоделия. И.А.Шапошников был активным благотворителем. На его  средства в 1822 году к Успенскому храму был пристроен предел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в 1832-1834 годах  кладбищенская часовня, построенная на загородном участке Никольского кладбища, была обустроена в Свято-Духовскую церковь.                                                                                                               Иван Антонов Шапошников умер 3 августа 1834 года в возрасте 69 лет от паралича. Похоронен возле Свято-Духовской церкви. Место захоронения утеряно.

Иван Иванов Шапошников  (Иван Иванович Шапошников).

Иван Иванов Шапошников был старостой  и благотворителем в храме   с 1834 года. Он был сыном  Ивана Антонова Шапошникова от первого брака.  Иван Шапошников  родился в 1796 году. Был женат на Ирине (Алексеевне) (1798 г.р.).  В 1824 году у них родилась дочь Пелагея, которая вышла замуж за Ивана (Яковлевича – фамилия не известна) (1822 г.р.).

Иван Иванов Шапошников, как и его отец И.А.Шапошников, был купцом. После смерти отца в 1834 году стал старостой Успенского храма и приписного к нему Свято-Духовского храма.  Он был благотворителем Свято-Духовской церкви – на его средства в 1840-м году к ней были пристроены каменная двухъярусная колокольня и трапезная часть.

Митрополит Санкт-Петербургский Никанор Клементьевский                     

Митрополит Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский)

Митрополит Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский)

Митрополит Никанор был благотворителем  храма. В 1834 году  в память о своей матери Ксении, похороненной на Никольском кладбище, он пожертвовал вкладбищенскую Свято-Духовскую церковь облачения из голубого атласа для служения.

Николай Клементьевский (будущий владыка Никанор) родился  29 ноября/9 декабря 1787 года в селе Клементьево Сергиева Посада, в семье священника местной Успенской церкви  Стефана Алексеева. В 1809 году он окончил духовную семинарию, а в 1812 году был пострижен в монахи с именем Никанор. Он занимал высокие церковные должности: в 1814 году был архимандритом Вифанского монастыря, в 1818 году – ректором Вифанской семинарии, был епископом разных епископатов, митрополитом Санкт-Петербургским, членом священного синода, священноархимандритом Александро-Невской лавры до кончины.

Митрополит Никанор был щедрым благотворителем для многих учреждений. Много ценностей пожертвовал в Успенскую церковь на своей родине.

Приход

Согласно «Исповедных ведомостей церквей Дмитровского уезда», в приход входили Болотная слобода, Мещанская слобода, Поварская слобода и Посад. В приходе насчитывалось 881 человек: 425 мужчин и 453 женщины. По сословиям в нем было 16 человек духовного ведомства, 31 военных, 826 купцов, мещан, церковных и прочих городских обывателей, 5 крестьян. Кроме того на приходе проживало 3 раскольника.

СВЯТО-ДУХОВСКОЙ ХРАМ В 20-м ВЕКЕ

Двадцатый век был трагичным для судьбы большинства церквей России. Не обошла эта участь и кладбищенскую Свято-Духовскую церковь.

После событий 1917 года, когда большевики пришли к власти, Православная Церковь переживала годы революционного лихолетья. 3 января 1918 года был издан декрет советского правительства об изъятии церковных и монастырских имуществ. По всей России началось закрытие монастырей, церквей. В 30-х годах закрыли Успенский храм в селе Клементьево. Теперь в приписной к ней кладбищенской Свято-Духовской церкви чин отпевания усопших совершали  священники Ильинской церкви.

3 апреля 1934 года Президиум Загорского Горсовета РК и КФ вынес постановление о запрещении колокольного звона во всех церквах города, а спустя полтора месяца, 25 мая 1934 года, он постановил «со всех приходских, а равно и кладбищенских церквей города снять колокола и передать их металлолому для использования в промышленности». С церкви сняли колокола. А в  1949 году Свято-Духовскую церковь закрыли для служения –  решением Горисполкома в ней было разрешено хранение государственного зерна. А после постановления Горсовета «О закрытии Никольского кладбища с 25 июня 1952 года» городские власти  разместили  в трапезной  части церкви склад ядохимикатов.  Их содержали в двух огромных металлических емкостях, каждая около тысячи литров. Едкие испарения этих ядохимикатов въедались в стены храма (кирпич, который откапывали 40 лет спустя на месте разрушенной церкви, все еще издавал сильный неприятный запах).

По рассказам очевидцев, 10 апреля 1966 года, в Светлое Христово Воскресение, в Свято-Духовской церкви произошел пожар. Он возник в результате детской шалости: днем кто-то из мальчишек забрался в купол и стал забавляться спичками, поджигая  птичьи гнезда и пух. Они вспыхивали как порох. И вот беда, вслед за ними загорелись деревянные конструкции купола. Возгорание заметили в сторожке. Десятилетний Геннадий Чуркин помчался во весь дух к телефону-автомату, дозвонился до пожарных, но в ответ из трубки  услышал строгое внушение: «Дети, не балуйтесь!». Скорее всего,  потом звонили и взрослые, потому что  пожарные все-таки  приехали, но в их машинах не было запаса воды. Пожарные выкачали всю воду из близлежащего маленького прудика, однако ее оказалось недостаточно для тушения огня. Все деревянные конструкции храма сгорели.

После пожара началось разрушение храма.  К 1970 году, то есть всего за  четыре года после пожара, были полностью разобраны стены храмовой и трапезной частей церкви. Свидетели вспоминают, как люди выбивали из его стен кирпичи, увозили их на тележках и строили из них гаражи. Рассказывают, что какой-то человек пытался порушить и колокольню: на рубеже 20-21 веков со стороны храма по вечерам доносилось размеренное постукивание. Заинтересовавшись странными звуками, люди подходили поближе к церкви, и в этот момент они видели убегающего кустами мужчину. От людских глаз скрывался  тот, кто стучал молоточком по зубилу, разрушая основание колокольни, чтобы завалить ее на бок.  Но при постройке колокольня была  армирована металлическими связями и смогла противостоять вандализму.

xram5

xram2

xram4

xram6

xram9xram9-3

.

 В 1977 году на Свято-Духовской храм был составлен паспорт научного учета, но фактически он продолжал разрушаться.  Вслед за храмом начала разрушаться и сторожка. В 1967 году, через год после пожара в кладбищенской церкви,  вдова сторожа К.С.Чуркина – Мария Дмитриевна Чуркина с  семьей сына выехали из нее, и в скором времени сторожка была разрушена –  остался только фундамент.

Судьба утвари  храма не известна. Только маленькая икона Божией Матери «Страстная», отлитая из металла, да железная дверная створка колокольни были найдены  неподалеку от храма,  когда в нем начались восстановительные работы.dverikona-bogorodicy-strastnaya

ХРАМ  НА  РУБЕЖЕ 21-го ВЕКА

xram-na-rubezhe-21-vekaНа рубеже 21-го века Свято-Духовская церковь выглядела очень печально: посреди заброшенного Никольского кладбища словно руку протягивала она свою уцелевшую колокольню к Небу, как будто взывала к Господу о помощи…                                             Весной 2002 года постановлением Правительства Московской области колокольня Свято-Духовской церкви получила статус памятника истории и культуры регионального значения и должна была охраняться государством. Однако   присвоенный статус  не способствовал улучшению ее состояния. Через  колокольню по Никольскому кладбищу по-прежнему  проходила тропинка с Клементьевского поселка на Южный,  по пути люди оставляли в ней мусор, тем самым оскверняя святыню.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

Весной  2004 года, по благословению  митрополит Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось восстановление Свято-Духовского храма. Его настоятелем был назначен  священник Успенской церкви Сергиева Посада Валерий Малышкин.   На Димитриевскую родительскую субботу, 6 ноября 2004 года, в полуразрушенной колокольне батюшка служил первую панихиду.

Трудными были начальные шаги восстановления храма. Но с Божией помощью появились первые помощники, нашлись первые жертвователи. Помогали по силам: первые – трудом, вторые – стройматериалами. Восстановительные работы начались с расчистки заросшей территории возле храма. Затем ее обнесли деревянным забором, сделали небольшую легкую деревянную постройку, в которой обустроили сторожку для сторожа и молельную комнату, где отец Валерий служил молебны с чтением акафиста Святому Духу.

Вскоре привезли песок, кирпич, доски. Архитекторы разработали проект восстановления храма. Разработка велась на основе обмеров уцелевшей колокольни и фундаментов храмовой и трапезной частей церкви, а также сохранившихся архивных и фотодокументов. Старались проработать все до малейших деталей, чтобы выдержать  стиль и традиции архитектуры первой трети 19 века.

Последование молебного пения перед началом всякого дела» возле Свято-Духовского храма. 20 июня 2005 года

Последование молебного пения перед началом всякого дела» возле Свято-Духовского храма. 20 июня 2005 года

Важное для храма событие произошло 20 июня  2005 года, в День Святого Духа: при участии благочинного, клириков и прихожан Успенской церкви  было совершено «Последование молебного пения перед началом всякого дела». Затем состоялись торжественная закладка капсулы в первую кладку стен храма и освящение алтаря.

Предстояла долгая многотрудная кропотливая работа по возрождению храма Божиего из руин. Чтобы как можно быстрее восстановить Литургическую жизнь прихода, было решено на месте разрушенной каменной сторожки построить приходской дом. В нем правящий архиерей, митрополит vosstanovlenie-xrama1Крутицкий и Коломенский Ювеналий, благословил временно устроить храм и совершать Богослужения, пока восстанавливается Свято-Духовская церковь. Для совершения Литургии был получен Антиминс  Первая служба в храме

Приходской дом при Свято-Духовском храме и Богослужение в нем

Приходской дом при Свято-Духовском храме и Богослужение в нем

приходского дома состоялась  на Димитриевскую родительскую субботу, 28 октября 2006 года. Жизнь прихода стала потихоньку налаживаться. Богослужения совершались в субботние, воскресные и праздничные дни. По  понедельникам  батюшка служил молебен с чтением акафиста Святому Духу и панихиду. Всякое дело предваряла молитва.

С молитвой возрождался порушенный храм. При его восстановлении, насколько это было возможно, использовались старинные технологии.  По старинному рецепту готовили раствор для кладки стен, который состоял из  извести, песка, обрата молока и смолотого в порошок древесного угля.

К осени 2007 года были выложены стены храмовой и трапезной частей церкви, велась вычинка стен колокольни.   В июне 2008 года на нее  подняли  колокола. Они были отлиты в Тутаеве, в мастерской Николая Александровича Шувалова, по старинной технологии. Их вес составлял 500 кг, 350 кг, 220 кг, 136 кг, 96 кг, 40 кг и 24 кг, общий вес всех семи колоколов был 1366 кг (общий вес прежних восьми колоколов был 1766 кг). Впервые за 70 последних лет окрестности  Свято-Духовского храма огласил торжественный колокольный звон.

Осенью того же года на колокольню был поднят обшитый медью купол. Велись высотные работы по сооружению огромного купола над храмовой частью церкви. Летом 2010 года храм оштукатурили, побелили. Начались внутренние отделочные работы.                                                                                                                                 vosstanovlenie-xrama3vosstanovlenie-xrama4

vosstanovlenie-xrama6vosstanovlenie-xrama7

vosstanovlenie-xrama8

А 10 июня 2011 года, накануне Троицкой родительской субботы, в преддверии праздника Святой Троицы и престольного праздника Дня Святого Духа  произошло самое долгожданное и знаменательное событие:  храм распахнул свои двери для прихожан, в нем начали совершаться Богослужения.                                                     vosstanovlenie-xrama-obshhij1
«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего» (Псалом 134, 1-2).

                                                    * * *

Предстоит еще очень много работы по благоукрашению  святыни. Но главное, что храм живет  полнокровной жизнью.

Множество людей самоотверженно и бескорыстно трудились в разное время на восстановлении Свято-Духовской церкви, помогали строительству, несли послушания, оказывали благотворительность. Господь знает их имена, о них за каждой Литургией настоятель храма протоиерей Валерий возносит молитву Богу.

                                                  ВОЗРОЖДЕННЫЙ ХРАМ

Свято-Духовской храм 2017 год

dsc_0058-1-600

 

 

 

 

 

 

 Иконостас Свято-Духовского храма

 ikonostasimg_3751-1-800-bogorodica1                                          

                                           

                                              НИКОЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ  

Как мы уже знаем, в связи с разразившейся в Москве  эпидемией чумы в 1771 был издан указ  Правительствующего Сената о запрещении захоронения городских жителей на приходских кладбищах. В конце 20-х годов 19 века Успенскому храму был выделен за городом, к юго-западу от села Клементьево,   новый  участок Никольского кладбища. Он был обустроен в соответствии с требованиями, изложенными во  «Врачебном Уставе» свода  законов Российской империи того  времени:  места для кладбищ должны находиться на расстоянии не менее 100 саженей (213 м) от последнего городского дома, должны быть на возвышенном месте, которое не подтапливается водой, должны быть огорожены оградою или земляным валом, причем земляные валы должны быть окопаны широкими и глубокими рвами.                                                                                                                   На вновь выделенном загородном  участке Никольского кладбища была построена кладбищенская Свято-Духовская церковь, приписная к Успенскому храму.  В 1834 году возле нее был похоронен купец 3-ей гильдии Иван Антонов Шапошников, на средства которого обустраивался кладбищенский храм. Место захоронения, к сожалению, утеряно. В том же 1834  году здесь была похоронена мать митрополита Санкт-Петербургского Никанора (Клементьевского) – Ксения, в память о которой он пожертвовал в  кладбищенскую Свято-Духовскую церковь облачения из голубого атласа для служения. Место захоронения  тоже утеряно.

Возле Свято-Духовской церкви частично сохранился некрополь 19 века. В основном это белокаменные надгробия в виде часовенки, саркофагов и их фрагменты.  Уцелели  также два мраморных памятника, одно металлическое надгробие и фрагмент кованого креста.

Уцелевшие белокаменные надгробия с южного и северного фасадов украшены цветочными розетками или растительными  орнаментами.  С западного фасада они увенчаны крестом, под которым на одном из надгробий  размещен рельеф Богородицы с Богомладенцем в обрамлении из  растительного орнамента, на другом  –  украшение в виде лиры, на остальных – рамки, украшенные различными растительными орнаментами.                                                                                           iyun-nach-2008-246-1-800 iyun-nach-2008-257-1-800 iyun-nach-2008-258-1-800

iyun-nach-2008-263-1-600iyun-nach-2008-260-1-600iyun-nach-2008-264-1-600

 iyun-nach-2008-250-1-600iyun-nach-2008-252-1-600iyun-nach-2008-247-1-600-1

 

 

 

К сожалению, на большинстве  памятников не удалось прочесть надписи, сообщающие об именах погребенных. Но, несомненно, это были именитые люди. Пожалуй, немного лучше сохранились эпитафии на памятниках:  «Аще веруем яко Иисус умре и воскресе epitafiya-na-pamyatnikeтако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним темже утешайте друг друга в словесех сих 1 Сол. 4; 13, 14 // Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всяцей скорби нашей  2 Кор.1:3-4», «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день», «Господи прими дух мой с миром», «Помяни мя Господи во Царствии Твоем», «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11.28)».
Надгробие на могиле купца Афанасия Дмитриевича Деревщикова.

Надгробие на могиле купца Афанасия Дмитриевича Деревщикова.

Среди тех немногих памятников, на которых  сохранились  имена усопших, самым старым является мраморное надгробие, установленное на могилу купца Афанасия Дмитриевича Деревщикова. Оно сохранилось с утратами, точную дату его смерти пока установить не удалось, но по архивным документам он умер  ранее 1847 года. Его жену звали Дарья Даниловна (1787 г.р.). У них были сыновья Михаил (1806 г.р.), Матфей (1807 г.р.).

Надгробие на могиле купца Федора Дмитриевича Мамаева. 1861 год

Надгробие на могиле купца Федора Дмитриевича Мамаева. 1861 год

Еще одно старинное надгробие, белокаменное, поставлено на могилу купца Федора Дмитриевича Мамаева, умершего  1861 году. Род Мамаевых был известен  в городесвоей благотворительностью. Известно, что Федор Мамаев родился в 1800 году в семье Дмитрия Алексеевича (1771 г. р.) и Параскевы Даниловны (1776 г. р.) Мамаевых. Федор Дмитриевич был женат на Фекле Георгиевне (1806 г. р.). У них были сыновья Сергей (1826 г.р.), Илья (1832 г. р.), Алексей (1837 г. р.), Иван (1845 г. р.). Умер Федор Дмитриевич Мамаев в возрасте 61 года.                                                         iyun-nach-2008-047-1-600iyun-nach-2008-135-1-600Сохранившееся металлическое надгробие было установлено  на могиле майора Иосифа Львовича Селихова, умершего в 1879 году в возрасте 52-х лет.

В 1934 году на Никольское кладбище были перенесены мощи старца Варнавы Гефсиманского, в 1995 году прославленного в лике Радонежских святых . Мощи покоились возле северной стены трапезной части Свято-Духовского храма. В 1968 году, то есть через два года после пожара в кладбищенской церкви, их  перенесли на Северное кладбище (в настоящее время мощи прп. Варнавы Гефсиманского находятся в  храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита).       
 
mogilka-na-fone-xrama1-1-600-1К юго-западу от храма похоронена монахиня Амвросия  (Александра  Дмитриевна Оберучева  (04.04.1870 – 09.09.1944). Монашеский путь она начала в Шамординской обители. В годы гонений на Церковь была сослана в северные лагеря. После ссылки м.Амвросия поселилась в Сергиевом Посаде, чтобы быть поближе к Лавре прп. Сергия. В одной оградке с ней находится другая могилка. Здесь похоронены протоиерей Иоанн Афонов (+1942 г.) и его супруга матушка Мария (+1932 г.) – родители мужа племянницы     м. Амвросии  – Евгении Михайловны (мужа Евгении Михайловны  звали Сергей Иванович Афонов. Он погиб в Великую Отечественную войну, похоронен на Украине, близ города Владимира Волочиского, в братской могиле).

mogilka-aleksandra-maslova1iyun-nach-2008-137-1-600В 1947 году  на Никольском кладбище, возле храма, с южной его стороны, похоронен протоиерей  Александр Маслов, служивший в Успенском и Свято-Духовском  храмах.     Сохранились крест и часть оградки.                                        В 1928 году на Никольском кладбище похоронен священник Виктор Дмитриевич Сергиевский, а в 1934 году — его жена — Мария Николаевна Сергиевская (в девичестве Колоколова). Виктор Дмитриевич Сергиевский родился в 1856 году. Окончил Владимирскую (предположительно) духовную семинарию. В 1888 году он женился на Колоколовой Марии Николаевне 1870 г.р.  Семья поселилась в селе Горошково Алесандровского уезда Владимирской губернии, где Виктор получил приход и служил в Покровской церкви (ныне церковь является подворьем Хотьковского Покровского женского монастыря, территория        с. Горошково в настоящее время принадлежит Сергиево-Посадскому району Московской области). В семье родилось 10 детей: Варвара, Пантелеимон, Александра, Серафим, Николай, Надежда, Владимир, Сергей, Ольга, Евдокия. Отец Виктор служил в Покровской церкви до 1918 года. В это тяжелое послереволюционное время начались гонения на церковь, приходы распадались. Семья Сергиевских бедствовала, находясь в крайне затруднительном материальном положении. Поэтому жена отца Виктора, Мария Николаевна, решилась просить помощи у родственников – известных фабрикантов Ганшиных, которые были владельцами текстильной фабрики в г. Юрьеве Владимирской губернии (ныне г. Юрьев-Польский Владимирской области) с представительством в Москве  и, кроме того, занимались благотворительностью. На полученную от родственников сумму денег семья отца Виктора смогла построить дом в Сергиевом Посаде на улице Клементьевской, и в 1924 году они переехали в него жить. Священник Виктор Дмитриевич Сергиевский умер в 1928 году, его жена – Мария Николаевна Сергиевская умерла в 1934 году. Оба похоронены на Никольском кладбище Сергиева Посада. К сожалению, место захоронения пока не установлено.                                                                                                                                                     На погосте упокоено много местных жителей. С западной стороны храма  находятся родовые захоронения Мягковых, Палагиных  и другие. Возле приходского дома (бывшей сторожки), к северу от нее,  в 1936 году похоронен отошедший ко Господу церковный  сторож Константин Семенович Чуркин.

В годы Великой Отечественной войны в южной части кладбища хоронили  защитников Отечества, умерших в госпиталях нашего города от ран и болезней. В

Офицерская братская могила в юго-восточной части Никольского кладбища. Февраль 1958 года ( Газета Сергиево-Посадского района «Вперед» №50 за 2006 год)

Офицерская братская могила в юго-восточной части Никольского кладбища. Февраль 1958 года ( Газета Сергиево-Посадского района «Вперед» №50 за 2006 год)

юго-восточной части погоста  находилась  офицерская братская могила. Хотя это захоронение и было братским, но офицеров здесь хоронили  в отдельных могилах.  Другое братское захоронение,  солдатское, находилось в юго-западной части кладбища. Эта братская могила была отмечена красной звездочкой. В южной части погоста были и отдельные захоронения защитников Отечества времен Великой Отечественной войны. Об этом мы узнаем из постановления Горисполкома от 11 января 1951 года  «О мемориальном участке кладбища»: «Обязать отдел коммунального хозяйства изготовить и укрепить 37 могильных обелисков и мемориальные доски на могилах погибших воинов в Отечественную войну. К 1 апреля 1951 года установить  общую мемориальную доску в месте захоронения воинов Советской Армии, погибших в ВОВ в юго-восточной части кладбища, произвести в этом месте дополнительную посадку деревьев и цветов. Закрепить захоронения за гражданами». Видимо после этого постановления  офицерское братское  захоронение  обнесли оградой, поставили обелиск.                           

В 1950 году территорию Никольского кладбища расширили в северной части  на 0,48 га за счет землепользования кассы взаимопомощи (приказ Горисполкома №31 от 29 июня 1950 года). По границе погоста посадили деревья. А  25 июня 1952 года кладбище закрыли в связи с тем, что его территория была полностью использована и дальнейшее погребение на нем было невозможно (постановление Горсовета №26 от 12 июня 1952 года, параграф 338.).

За всю почти 200-летнюю историю  загородного участка Никольского кладбища 20 век был для него, пожалуй, самым тревожным. Его, также как и Свято-Духовской храм, не обошло тяжелое время революционного лихолетья. Большевистские декреты  об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили погосты из религиозных учреждений в гражданские, светские:  из ведения духовенства они перешли под юрисдикцию советской власти. Результат деятельности новых хозяев был неутешительным. В Сергиевом Посаде,  3 января 1931 года,  власти приняли постановление информировать через местную газету граждан о необходимости зарегистрировать у сторожей могилы на действующих в то время Вознесенском, Никольском, Кокуевском кладбищах, с той целью, чтобы с могил, не прошедших регистрацию изъять  металлолом –  кресты, памятники, ограды.

В августе 1958 года на Никольском кладбище было вскрыто офицерское братское захоронение, и останки защитников Отечества тайно, под покровом ночи перенесли в братскую могилу на проспекте Красной Армии (ныне мемориал «Вечный огонь»)20.

Еще более худшие времена для погоста наступили после пожара в кладбищенской Свято-Духовской церкви. Его ограду и кладбищенские ворота разобрали, вследствие этого кладбище утратило четкие границы. Теперь его территорию с востока  теснили новостройки.   В 1990 году в юго-западной части погоста начался самозахват  кладбищенской земли под строительство частных гаражей. Его остановило  обращение жительницы города Е.В. Федоровой в Исполком21. Однако ряд гаражей все же  успели построить на могилах, под ними оказалась и часть солдатской братской могилы. Все ее отличительные знаки были уничтожены.  Здесь же, в южной части кладбища, прямо на могилах, была сооружена спортивная площадка.

Вандализм не пощадил и старинный некрополь. По рассказам очевидцев, сюда подгоняли кран, поднимали  белокаменные надгробия на грузовик и увозили  на Северное кладбище. Там с них счищали надписи и делали новые. Исчезла надгробная скульптура Ангела, поставленная на могиле ребенка любящими родителями. Это захоронение находилось возле колокольни.

К началу 3-его тысячелетия Никольское кладбище выглядело очень печально: на его оставшихся 6,4 гектарах  под вековыми деревьями стояли покосившиеся кресты и ограды, на многих могилах южной части погоста  их вовсе не было  – здесь сиротливо лежали заросшие бурьяном холмики.  Кладбище загромождали поваленные деревья, стихийно возникающие кучи хлама и мусора.  Молодежь облюбовала его  как место для отдыха. Неудивительно, что на выпущенной в 2003 году карте Сергиева Посада место погоста  было обозначено  как некая зеленая зона. Таким образом, официально Никольское кладбище прекратило свое существование.  Хотя каждый, кто приходил сюда, мог воочию убедиться, что  кладбище есть.

И все-таки были неравнодушные люди, которые не хотели попирать ногами  останки захороненных здесь предков, люди, которые понимали, что кладбище – это не просто память о прошлом, но место упокоения усопших до второго пришествия Христа.  Быть может ради них  Господь не допустил полного уничтожения Никольского кладбища.

Поклонный Крест на Никольском кладбище возле Свято-Духовского храма

Поклонный Крест на Никольском кладбище возле Свято-Духовского храма

В 2004 году на погосте  началось восстановление Свято-Духовского храма. Возле церкви был установлен  большой деревянный Поклонный Крест.

Настоятель храма отец Валерий каждую неделю служил панихиду по упокоенным на кладбище.  Время забвения отступило. Люди начали вспоминать о своих умерших родственниках, похороненных на Никольском кладбище, разыскивали их могилки, наводили на них порядок,  ставили  кресты,  прикрепляли таблички с именами усопших, просили батюшку послужить заупокойную литию. В 2005 году, на Радоницу,  на могилках побывало несколько человек, в 2006 — около 100, а в 2007 году – более 400 человек пришли на могилки к усопшим родственникам.

Старожил Клементьевского поселка Сергиева Посада Людмила Георгиевна Лобанова бережно хранила в своей памяти местонахождение братских могил.  В 2008 году накануне Дня Победы она вместе с  прихожанами Свято-

Заупокойная лития на восстановленной солдатской братской могиле в юго-западной части Никольского кладбища

Духовского храма участвовала в восстановлении солдатской  братской могилы, над холмиком был поставлен крест, посадили цветы. 9 мая 2008 года батюшка служил на ней заупокойную литию.

В настоящее время городские власти разрабатывают  проект  благоустройства кладбища, планируют огородить его, убрать мусор. Значит старинное Никольское кладбище будет сохранено для потомков.

 

© История храма. История Никольского кладбища.  При использовании данных материалов ссылка на сайт http://sd-sergiyevposad.cerkov.ru  обязательна