О Православии

О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

kreshhenie-pervuninskij-v-s600Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.                                      Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12:24), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.                                                                                     Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов.                                         Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного) переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания.

Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молитвам, Господь может даровать им различные блага. Можно ли, поэтому, сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам всей Церкви, в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (Лк. 18:15-16) и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери. Благодать действует и на подсознание человека. В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещений обеты. Тем не менее, уже при самом принятии Святого Крещения, в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Совершение Таинства Крещения.

Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение, происходило тоже в храме.                                                                                                 В настоящее время эта общецерковная забота о готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах о них на литургии оглашенных; теперь же лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крестить в день Пасхи. Постепенно Таинство Крещения (крестины) приобрело характер частной семейной требы, но его общецерковное и пасхальное значение, разумеется, остается, и священникам следовало бы постоянно напоминать об этом, так же как и о великой, но часто забываемой ответственности восприемников.

Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Христиане по личному духовному опыту знают какова сила носителя зла – диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: «Бойтесь . . . того, кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28), имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.

Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до Крещения, а в наши дни обычно изучаются в курсе Закона Божия. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.» Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом – основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее – символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.

По словам святого Кирилла Иерусалимского, «вода по освящении становится для крещаемого …гробом и матерью». Гробом потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью – потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу. В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви.

Символ веры

По-церковнославянски По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Молитва Господня

Отче наш, Иже ecи на небесех! Да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ

ispoved600Как подготовиться к первой исповеди

«Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. на обороте), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:

  • Осознать безобразие, гибельность и неправду совершенного греха.
  • Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину.
  • Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, сколько тем, что он навлекает праведный гнев Бога.
  • Дойти до твердой решимости примириться с Богом и больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.
  • Исповедовать грехи перед священником в Таинстве Покаяния и получить разрешение.
  • Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).
  • После — покрывать совершённый грех противоположной ему добродетелью.

Исповедь

В нашем храме исповедь совершается ежедневно во время утреннего богослужения, вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей. Во время исповеди вы должны назвать свои грехи (можно написать их в записке), не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами. На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением.

А что если грехов нет?

Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.

10 заповедей

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня
Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры
2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им
Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания
4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему
Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила
5. Почитай отца своего и матерь свою
Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них
6. Не убивай
Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним
7. Не прелюбодействуй
Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие
8. Не воруй
Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня
9. Не произноси на другого ложного свидетельства
Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет
10. Не желай чужого
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:                                         «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 37-39).

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАСТИЯ

prichastie«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).

Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.

В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою». Для Причастия необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если Вы не знаете, крещены Вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если Вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.
  2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь (о том, как подготовиться к первой исповеди, написано в листовке о Таинстве Покаяния).
  3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию: пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, и молитвенное правило, состоящее из Последования ко Святому Причащению и трех канонов – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов» (если Вы готовитесь к Причастию в первый раз, достаточно будет прочитать только Последование ко Святому Причащению). В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. Если Вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.

Обычно рекомендуется причащаться не реже, чем раз в месяц, но этот вопрос также решается лично. Регулярное причастие Тела и Крови Христовых — не просто формальное требование. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Без причастия великое дело нашего Спасения, совершенное Иисусом Христом, остается для человека практически пустой абстракцией, а Сам Бог — лишь чуждой и страшной силой. При этом, конечно, невозможно богообщение, к которому мы призваны, и в котором в одном мы можем найти подлинное блаженство и смысл нашей жизни.

Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит Таинство Причастия, – это центр богослужебной жизни Православной Церкви. Каждый православный христианин должен стремиться к тому, чтобы лучше понять это богослужение и молиться Богу сознательно и разумно.

Краткая схема Божественной Литургии
1 Начальный возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…»
2 Мирная ектенья: «Миром Господу помолимся…» — молитва о Церкви, стране и всех людях.
3 Антифоны — пение особых хвалебных псалмов, перемежающееся малыми ектеньями.
4 Во время пения третьего антифона «Малый Вход». Священник с Евангелием выходит на солею и после возгласа «Премудрость, прости» входит в алтарь.
5 Ангельское славословие («Трисвятое»): «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
6 Чтение Священного Писания — отрывки из Апостола и Евангелия.
7 Сугубая ектенья — молитва о живых и усопших, а также о всех нуждах православных христиан.
8 Ектенья об оглашенных — молитва о людях, готовящихся к крещению.
9 «Оглашенные, изыдите» — с этого момента в храме могут присутствовать только «верные» — православные христиане, принявшие Крещение.
10 «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» — молитвы о верных.
11 Херувимская песнь, во время которой совершается Великий Вход — принесение хлеба и вина для совершения Таинства. Великий Вход символизирует шествие Христа на Страдания.
12 Просительная ектенья: «Исполним молитву нашу Господеви…»
13 Всенародное пение Символа Веры.
14 Евхаристическая молитва или Анафора — центральная часть Литургии. Начинается с благодарения Бога за творение и искупление, далее переходит к воспоминанию Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Во время пения «Тебе поем…» происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. После этого мы всех святых, особенно о Божией Матери («Изрядно о Пресвятей…»), благодарим Бога за их прославление, и просим их молиться с нами, молимся обо всех православных христианах, о вселенной, о нашей стране и обо всех нуждах церковного народа.
15 Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…»
16 Всенародное пение молитвы «Отче наш…»
17 Возношение Святых Даров, возглас «Святая святым».
18 Причащение священнослужителей (в алтаре).
19 Причащение мирян. «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
20 Перенесение Св. Даров на Жертвенник.
21 Благодарственная ектенья: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа…»
22 Окончание Литургии, отпуст.

О ТАИНСТВЕ ВЕНЧАНИЯ

venchanie600В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей

Установление Таинства Брака

 Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1, 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Брак был одним из Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.                                                                                                                         В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (Еф. 5, 32-33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (Ин. 2, 1-11).

Церковно-канонические препятствия к Браку

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:

  1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
  2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
  5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
  6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Таинство Венчания не совершаетсянакануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского (с 14 по 27 августа) и Рождественского (с 28 ноября по 6 января); в продолжении Святок (с 7 по 19 января); в Неделю мясопустную (воскресенье перед масленицей), в течении сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье — накануне Великого поста); в течении Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.                                                                                         Перед венчанием жениху с невестой необходимо пройти собеседование со священником и договориться о времени совершения Таинства. В сам день Таинства Венчания при себе необходимо иметь:

  1. Документы (паспорт, свидетельство о регистрации брака).
  2. Обручальные кольца.
  3. Две иконы — Спасителя и Божией Матери.
  4. Венчальные свечи*.
  5. Рушник под ноги*.

В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно, однако в 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно.

Последование обручения

Жених и невеста становятся в центре храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются.                                                               Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и читается «обычное начало».                                                                                                                               После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.                                                                                   Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.     Священник, взяв сперва кольцо жениха, произносит трижды: «Обручается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки. Затем берет кольцо невесты и крестит главу невесты трижды, произнося: «Обручается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек)» и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.                                   Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами. Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.

Последование Таинства Венчания

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом.                                               Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый плат (рушник). Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.

Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?»                                                                                                         Ответ: «Имею, честный отче».                                                                                 Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»                                               Ответ: «Нет, не связан».                                                                                              Затем священник спрашивает невесту: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»                                                                                       Ответ: «Имею, честный отче».                                                                                           Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»                                                 Ответ: «Нет, не связана».                                                                                                   Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.                                                                                                                                         После этого литургическим возгласом — «Благословено Царство…» — начинается Венчание.                                                                                                                           После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю…», «Благословен еси, Господи Боже наш…» и «Боже Святый, создавый от персти человека…».                                                                                                                           После этих молитв наступает главный момент Таинства. Священник, взяв венец, знaменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя.               Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».                             Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».                         Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»                                                                                                                                         Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения:

  1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле — царем и царицей.
  2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
  3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: «Положил еси на главaх их венцы, от кaменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им».                                                                                                                   Стих: «Яко дaси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим».                                                                                                                         Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 20-33). После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2, 1-11). После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных. Новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш».             Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».                                   Священник, осенив чашу крестным знaмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом — невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби — общие.                           Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды под пение торжественных тропарей обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.                                                                                                                       После этого священник снимает с супругов венцы, произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к образу Спасителя. Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.

Полезные советы:

  •  Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
  • Невеста не должна быть на венчании в брючном костюме, а платье не должно быть излишне декольтированным. У невесты непременно должен быть головной убор — фата или платок. Не стоит надевать слишком высокие каблуки, на них неудобно долго стоять. Косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве.
  • Обязательны нательные крестики для обоих супругов и их свидетелей.
  • По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей — держать венцы над головами новобрачных. Свидетелями не могут быть люди неправославные, муж с женой, собирающиеся вступать между собой в брак.

 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

otpevanie600УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ               Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.    Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал.                                                               «Плачу и  рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение». Эта стихира поется в чине отпевания.                                                                                         Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. Однако посмотрите беспристрастно на жизнь нашу земную и рассудите, что она такое.                                                               Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»                   Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.                                                                                                                              Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

na-kladbishhe600ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО?                                                         И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.                                           Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Поминовение дома

Чтение псалтири об упокоении: ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири с чтением по каждой «Славе» особых заупокойных молитв.                                     Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.

Поминовение в церкви

Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый  (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих») в течение 40 дней (полугода, года).                                                                                   Ектения о упокоении – гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии.     Лития, Панихида – особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.                                                                             Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики), покрошить хлеб или насыпать крупу для птиц.                   Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.                 Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы (9 мая) – установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).                                                           Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.                                                                                   Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!                                                                                         В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).                                                       Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.                                                             Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.


НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).

Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).

Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О ПОМИНОВЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.                                                                                                             Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».                                                     Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О ПОМИНОВЕНИИ САМОУБИЙЦ

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.                                                                                               Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».                                                                                                                 В случае, если есть сомнения в том, покончил ли человек жизнь самоубийством или нет, пишется прошение на имя правящего архиерея (в Московской области – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий), где подробно излагаются обстоятельства смерти, прикладывается копия свидетельства о смерти. Прошение передается в Епархиальное управление (в Московской области – Новодевичий монастырь, Москва, Новодевичий проезд, 1/1, тел. (499)246-0881). В случае если будет получено письменное благословение на отпевание, усопшего можно отпевать и поминать в храме.

Если вы хотите больше узнать о православном христианстве, то посмотрите следующие материалы:

Если вы отвергаете веру вообще

Если вы сомневаетесь в вере, и ищите ответы

Если вы хотите кратко узнать о вере

Заблуждения верующих и неверующих

Если вы хотите креститься или стать крестным

Первые шаги в Церкви

Тем, кто уже давно является верующим

Если вы ищете совершенства

Электронная библиотека – здесь множество электронных книг о вере, Священном Писании, православии, богослужении, истории, философии.

О семье и семейной жизни – интернет-журнал для настоящих пап «Батя».

 

Официальные ресурсы:

Московская епархия Русской Православной Церкви – о Московской епархии.

Бронницкое благочиние – о благочинническом церковном округе и соседних храмах.

Миссионерский отдел Московской епархии – материалы для тех, кто хочет стать миссионером.

 

Задай вопрос о своей вере:

Если  у  вас  еще  остались  вопросы,  вы  можете  задать  их  по  телефону  

8(495)66-515-88  или  по  электронной  почте  6651588@bk.ru 

Вы получите квалифицированный ответ, при необходимости, вас соединят со священником